Возврат товара ненадлежащего качества, купленного в кредит

Приобретение товаров за счёт кредитных средств сегодня довольно распространено. Это удобно и просто. Вещь можно купить и пользоваться ею сразу же или сделать подарок к какому-либо случаю. Не нужно ждать, когда накопится необходимая сумма.

Банки сотрудничают с торговыми центрами, магазинами, супермаркетами и т. п., в которых и оформляются кредиты на самые разные товары. В точках продажи часто можно увидеть кредитного менеджера, предлагающего покупателям взять кредит для оплаты выбранного товара. Такое сотрудничество выгодно всем: банк реализует свой продукт, магазин продаёт, клиент получает нужную вещь.

Но иногда приобретение может оказаться некачественным, с дефектами или может сломаться, не прослужив минимально гарантированного срока. Что делать? Можно ли вернуть товар, купленный в кредит?

Закон защищает потребителей: покупатели имеют право вернуть негодный товар в том числе и в случае приобретения его по займу. Процедура возврата при этом будет сложнее, чем при обычной покупке, так как в соглашении участвуют три стороны.

Для того чтобы сдать некачественную вещь в магазин и забрать свои деньги, клиенту нужно сначала уточнить, является ли товар обеспечением по кредиту. Если по договору он не в залоге, то следующим шагом будет посещение кредитной организации с заявлением о желании вернуть купленную вещь. Если банк даст согласие, то оно должно быть подтверждено документально – письменным ответом.

Затем следует обратиться уже в торговую точку для расторжения сделки. Претензия оформляется письменно в двух экземплярах в произвольной форме с указанием даты. Один экземпляр заявления о расторжении договора купли-продажи остаётся у клиента, другой – у продавца. Законом «О защите прав потребителей» (ст. 22) отводится до 10 дней на рассмотрение претензий покупателей. Если вины покупателя в порче товара не будет установлено, то экспертиза поломки не понадобится. Магазин сделает возврат денег за товар, купленный в кредит, но только в размере первоначального взноса. Остаток же средств он переведёт в банк-кредитор.

Процесс возврата товара начат. Однако, пока расторжение договора с банком официально не оформлено, заёмщик должен продолжать погашать кредит согласно индивидуального графика. В случае просрочки платежей покупатель будет оштрафован, а это дополнительные расходы и испорченная кредитная история.

После того как магазин отдаст банку всю оставшуюся сумму от стоимости товара, а покупатель предоставит заимодавцу вместе с заявлением все необходимые документы (товарный чек, счета, ответ продавца), договор займа аннулируется. Если клиент не прекращал погашать долг, то его кредитная репутация не ухудшится из-за возврата покупки.

Стоимость товара возвращена. А проценты? Можно ли их компенсировать? Статья 18 упомянутого закона гласит, что покупатель вправе потребовать от торговой организации возместить ему понесённые убытки в связи с приобретением некачественного товара. Судебная практика, однако, свидетельствует о безуспешности таких исков. Продавец возвращает лишь стоимость вещи, комиссии и проценты по кредиту не трактуются как убытки.

Банк также не возмещает уплаченные проценты. Ведь клиент занял средства для покупки, договор между ним и заимодавцем действителен независимо от того, используется купленная вещь или возвращена по причине ненадлежащего качества.