Возможности интернет-банкинга

Буквально за несколько последних лет дистанционное банковское обслуживание (ДБО) прочно вошло в жизнь россиян, став уже привычным сервисом, сохраняющим время, нервы и деньги пользователей. Здорово же, что для выполнения различных транзакций теперь вовсе не обязательно ходить по отделениям банков, простаивать в очередях, заполнять бланки, теряя при этом драгоценное время и оплачивая немалые кассовые комиссии.

Имея доступ в интернет (у кого сегодня этого нет?) и сидя на любимом диване можно оплачивать счета, налоги, штрафы, пошлины, подавать заявки на кредит или выпуск карты, делать денежные переводы, открывать или продлевать депозиты, обменивать валюту и т. п. Операции в интернет-банкинге доступны в любой точке страны и за рубежом круглосуточно. При этом обычно не требуется установки специального программного обеспечения (для пользователей – физических лиц). Интерфейс функционала сервисов ДБО прост и понятен любому человеку. К тому же операторы службы клиентской поддержки всегда на связи и готовы оказать помощь в любое время суток.

С помощью интернет-банкинга пользователи:

  1. Существенно экономят своё время. Никуда не нужно идти и стоять в очереди в кассу. Онлайн-операции обрабатываются и выполняются значительно быстрее, чем при обслуживании в банковских офисах.
  2. Имеют круглосуточный доступ в любом городе и стране к своим счетам и могут отслеживать движение средств по ним.
  3. Совершают любые операции в то время, когда им удобно, а не в рабочие часы для отделения банка или пункта приёма платежей.
  4. Получают от системы бонусов банка различные льготы. Своим клиентам финучреждения выдают кредиты на более привлекательных условиях, повышают депозитные ставки, предлагают выгодный курс и не берут комиссию при обмене валюты.

Сегодня практически все кредитные организации предоставляют ДБО, причём в качестве основы обслуживания, а не как новинку или эксклюзивную опцию. Миллионы граждан России пользуются преимуществами интернет-банкинга. Возможности системы дистанционного управления счетами обеспечивают клиентам комфортное и простое выполнение различных операций в режиме онлайн, позволяя:

  • получать информацию о состоянии текущего, карточного, депозитного счетов;
  • управлять этими счетами (закрывать, открывать, перевыпускать, блокировать, переводить средства);
  • выполнять различные платежи третьим лицам и организациям;
  • создавать шаблоны переводов и графики автоматических регулярных платежей;
  • обменивать инвалюту.

Лидерами отечественного рынка дистанционного банковского обслуживания на сегодняшний день являются Сбербанк России, ВТБ 24 и Московский кредитный банк. Первое место (с большим отрывом от других игроков) в рейтинге принадлежит сервису «Сбербанк Онлайн» – более 25 миллионов зарегистрированных пользователей. Кредитные организации не ограничиваются стандартным набором функций дистанционного обслуживания, внедряя новые опции и применяя скидки по действующим услугам:

  1. Так, в интернет-банкинге переводы с карты на карту стали мгновенной альтернативой денежным переводам по реквизитам – это Сбербанк, Альфа-Банк и ВТБ 24.
  2. Альфа-Банк.

а). Для мгновенного перечисления средств с основной карты на отдельный счёт предлагается «Мой сейф». Пользователи «Альфа-Клик» могут перебрасывать любую сумму, не переживая о её сохранности. Особенно ценна эта услуга для тех клиентов, которые выезжают за рубеж по работе или в путешествие.

б). Перевод на счёт частного лица можно выполнить по данным его электронного адреса или номеру мобильного телефона. Через несколько минут адресат получит сообщение о переводе.

  1. Через систему интернет-банкинга клиенты ВТБ 24 могут оплатить консульский сбор за рассмотрение визы в США и приобретать на фондовом рынке ценные бумаги.
  2. Бонус +5 % к ставке даёт «Русский Стандарт» вкладчикам, которые открывают рублёвые депозиты через интернет.
  3. Сбербанк взимает 2 % комиссии при переводе денег в другой банк через кассу (не менее 50 и не более 1 500 р.). Комиссия за эту же операцию в интернете составляет 1 %, но не более 1 000 р.

Условием для получения услуг ДБО является как минимум наличие текущего или карточного счёта в выбранном банке, т. е. нужно быть клиентом. Затем нужно зарегистрироваться на сайте организации, создав свой «Личный кабинет». Кредитные организации по-разному подходят к процедуре регистрации пользователей. Некоторые банки предоставляют клиентам доступ к счёту через интернет без посещения офиса, другие – только при личной встрече:

  • к дистанционному обслуживанию «Тинькофф Кредитными Системами», «Связным» и «Citibank Online» абонент подключается с помощью пароля (на телефон) после подачи заявки на банковском сайте или звонка в службу поддержки клиентов;
  • Сбербанк открывает доступ без явки клиента, но функционал в этом случае будет неполным;
  • клиенты Альфа-Банка могут:

а) заполнить на сайте специальный бланк и получить необходимые для входа данные от оператора по телефону;

б) получить в банкомате логин и пароль;

в) связаться с работником службы клиентской поддержки, сообщить своё имя, кодовое слово, данные карты, номер телефона и получить СМС с паролем (заменить в дальнейшем);

  • Банк Москвы, «Русский Стандарт» и ВТБ 24 придётся посетить лично для подключения к интернет-банкингу.

Перечисленные организации подключают пользователей к сервису и обслуживают систему бесплатно. Также обычно не взимается процент за оплату мобильной связи и перечисление средств внутри одного банка между разными счетами одного клиента. А вот за перевод денег иному лицу и в другое финучреждение комиссии удерживаются, хотя и значительно меньшие таковых при выполнении операций в отделениях. Можно сэкономить на платежах и даже получить некоторый доход за счёт акций и специальных предложений.

Тарифы отличаются. Например, 1 % от суммы внешнего платежа берёт Сбербанк, 0,3 % – Кредит Европа Банк и Альфа-Банк, 10 руб. – Банк Москвы. Коммунальные услуги можно оплатить без комиссии в Банке Москвы, в Альфа-Банке – за 29 р. или бесплатно в зависимости от пакета услуг. Транзакции в системе одного банка выполняются мгновенно, переводы в другие кредитные организации идут 1–3 рабочих дня.

Поставщики услуг онлайн-банкинга гарантируют безопасность совершаемых в системе операций и соблюдение банковской тайны. SSL-каналы дистанционного банковского обслуживания имеют высокую степень защиты от утечки и повреждения передаваемых данных. Каждая транзакция по счёту выполняется лишь после подтверждения клиентом – он должен ввести полученный одноразовый СМС-пароль. Однако удобство и надёжность сервиса не освобождает пользователей от необходимости соблюдения элементарных правил безопасности. При заключении договора обслуживания банки выдают специальные памятки с множеством рекомендаций. Клиенты должны обеспечить своему ПК или мобильному устройству антивирусную защиту. Следует периодически просматривать историю операций по счетам и немедленно сообщать в кредитную организацию о подозрительных списаниях. И конечно же, никогда и никому не сообщать свой логин и пароль для входа в систему.