Соблюдение прав заемщиков: независимый мониторинг показал улучшение

С января 2015 года в России проводилось изучение состояния защиты прав и интересов граждан в сфере кредитования. В апреле текущего года завершился последний (третий) этап независимого исследования. «Коммерсант» написал, что итоги изучения ситуации показали снижение размеров штрафов за просроченные платежи, практически полный отказ от навязывания различных страховок и применения необоснованных комиссий. По заказу Министерства финансов РФ мониторинг выполнялся британской Международной организацией CI (Consumers International) и Конфедерацией обществ защиты прав потребителей (КонфОП). Отчет консорциума уже готов. В ближайшее время результаты исследования станут доступны общественности. Объектами мониторинга стали 25 крупнейших финансовых учреждений, включая государственные банки и МФО. Изучались все виды кредитования физических лиц. Для оценивания ситуации привлекались тайные покупатели, которые оформляли в кредитно-финансовых организациях различные займы и ссуды (на покупку авто, на потребительские нужды, микрокредиты, ипотека и др.).
Целью мониторинга было изучение положения заемщиков в свете вступившего в действие 1.07.2014 Закона Российской Федерации «О потребительском кредите». На практике отмечены позитивные сдвиги в вопросах защиты прав и интересов пользователей кредитными средствами.
По сравнению с данными, полученными на первом этапе исследования (1-й квартал прошлого года), наиболее заметно ситуация улучшилась в вопросе стоимости рассмотрения заявок на кредиты. Теперь никто из опрошенных заимодавцев не взимает денег за эту услугу, а год назад 20% организаций начисляли комиссионные при кредитовании. Двенадцать процентов участников мониторинга вели обслуживание кредитного счета за плату, в 2015 году их число сократилось до 4%. Платное смс-информирование о состоянии задолженности было выявлено у 66% кредиторов в 1 квартале 2014 года. В настоящее время проблема решена полностью, услуга предоставляется бесплатно.
Дмитрий Янин, глава Конфедерации обществ защиты прав потребителей, говорит, что проблема взыскания непомерно высоких штрафов за просрочку ипотечных погашений стояла особенно остро. Большинство банков-кредиторов, в их числе и Сбербанк России, устанавливали тариф, достигающий 180% в год. В нынешней же ситуации только 2 организации (не самые крупные, причем) из 25, предоставляющих ипотечные займы, остались на прежних ставках по штрафным санкциям – 180% годовых. Все остальные игроки в секторе ипотеки ограничились 18–36 процентами.
Защитников прав и интересов заемщиков по-прежнему беспокоит вопрос территориальной подсудности споров по кредитам. В договорах банки указывают место возможного судебного разбирательства по регистрации финучреждения. Законом это допускается, если заимодавец является истцом. Плательщик кредита имеет право подавать исковое заявление по своему месту регистрации и по банковскому. За время исследования число банков, прописывающих территориальную подсудность по собственной регистрации осталось на прежнем уровне – порядка 60%. Дмитрий Янин видит в таком положении ущемление прав клиента, выступающего в качестве более слабой стороны отношений. Ведь далеко не всегда заемщик из какого-либо региона может явиться на суд по месту регистрации кредитора, а банк располагает штатом квалифицированных юристов. Хотя, с точки зрения закона, здесь нет нарушения.
Руководитель КонфОП поделился планами возглавляемой им организации по урегулированию этого вопроса. Сейчас разрабатываются поправки к действующему закону «О потребительском кредите», касающиеся подсудности, завышенных штрафов и других проблем. Осенью разработки будут представлены на рассмотрение.