Сегодня и завтра российского автокредитования

В 2009 году в стране была введена в действие программа государственного субсидирования автокредитов. Благодаря этой помощи в десятки раз увеличилось число желающих приобрести новый автомобиль. Количество реализованных льготных кредитов на покупку транспортных средств с каждым годом росло, достигнув за прошедший 2014 год отметки 180 000. По сравнению с 2009 годом выросли и обычные автокредиты на иномарки, хотя и не такими высокими темпами – на 25 процентов. Положительная динамика показателей свидетельствует о подъеме отечественного автокредитования. Система привлечения бюджетных средств для субсидирования льготных программ доказала свою действенность и результативность. Следует менять формат взаимоотношений банк–заемщик, выходя за рамки классического автокредита.

Наиболее высоких показателей достигли бесспорные лидеры российского автокредитования:

  1. Русфинанс Банк продемонстрировал наибольший доход от операций и лучшие показатели.
  2. Стабильно на втором месте в последнее время находится ВТБ 24. Его предложения отличает оптимальное сочетание процентных ставок и комиссионных начислений за выдачу автокредитов.
  3. Третье место в рейтинге досталось Сбербанку России. Видимо, сказались некоторые просчеты в маркетинговой политике руководства учреждения: в крупные автомобильные салоны РФ не были направлены представители банка.

Благодаря своей программе экспресс-займа на приобретение авто в десятку топовых организаций попал банк УРАЛСИБ. Он предложил очень удобную для клиентов схему с минимальным набором документов и ускоренным механизмом рассмотрением заявок.

У других кредитно-финансовых учреждений, не вошедших в ТОП-10, условия кредитования выглядели менее привлекательно, процедуры оформления ссуды были непростыми, кредитный договор содержал невыгодные для заемщика пункты.

Регулярно проводимые исследования лояльности клиентов говорят о причинах популярности или, наоборот, невостребованности программ автокредитования конкретных банков. Активными участниками на рынке автокредитования смогли стать те финучреждения, которые чутко уловили изменение конъюнктуры и быстро откорректировали свою стратегию. После ознакомления с размером ставки и общей стоимостью займа потенциальный покупатель внимательно изучает все пункты кредитного договора в поисках каких-либо льгот, акций или бонусов. Все эти финансовые преференции имеют немаловажное значение в выборе подходящего заимодавца.

Некоторые особенности автокредитов

На рынке автокредитования применяется выгодная для всех ее участников схема. Автомобилестроители заблаговременного анонсируют предстоящее снижение процентных ставок в банковских учреждениях. Производители авто стремятся побыстрее продать продукцию, банки – реализовать кредитные продукты, покупатели – приобрести транспортное средство на выгодных условиях. Такой механизм показывает наибольшую продуктивность.

Именно такую схему использовали в своей работе Тойота Банк, БМВ Банк и Фольксваген Банк Рус. Их деятельность направлена прежде всего на увеличение продаж новых машин своих фирменных автосалонов. Однако, несмотря на высокие темпы работы, эти банки все еще не составляют конкуренцию крупным банковским организациям в сфере автокредитования.

Справедливости ради следует отметить, что по итогам первых шести месяцев 2014 года Тойота Банк вышел на первое место, за ним оказался Мерседес-Бенц банк, БМВ Банк занял третье место. При этом Тойота Банку досталась восьмая позиция в списке лидеров отечественного автокредитования в составе ТОП-десятки.

Прогноз на 2015 год

Конец прошедшего года ознаменовался окончанием действия программы государственного субсидирования автокредитов. Продажи продукции отечественного производства, ведь именно на нее выделялись субсидии, заметно упали. На фоне этого снижения стали более востребованными и стали набирать обороты программы сотрудничества между автоконцернами и банками. Росту популярности прошлогодних предложений способствовали также их доработка и повышение качества.

Кроме предложений от тандема банков и автомобильных концернов на рынок пришли финучреждения с низкими процентными ставками по автокредитам на новую продукцию. Банкам же среднего размаха приходится сотрудничать с серыми дилерами, покупая у них машины, а также выдавать ссуды для приобретения подержанных марок.

Итогом 2014 года стало увеличение востребованности кредитов на новые автомобили. Несколько месяцев 2015 года показывают некоторое замедление темпов реализации продукции автопрома из-за отмены государственного субсидирования.