Пластиковые карты. Можно ли вернуть незаконно списанные деньги?

С 1 января 2014 года введены в силу отдельные нормы 9-й статьи закона «О национальной платежной системе» согласно которым банки-кредиторы обязаны возвратить клиенту средства, списанные со счета без его ведома или согласия. Причем сделать это они должны немедленно, не дожидаясь результатов расследования кражи. В нескольких частях (4, 7, 11–15) статьи 9 Закона подробно оговорен механизм реализации защиты прав владельцев банковских карт в случае несанкционированного снятия денежных средств. Банкиры несут полную ответственность за возврат списанных сумм, а держатели карточек должны сразу же сообщать об операциях, проведенных без их согласия. Установлен срок для выполнения возврата после заявления клиента о краже – 24 часа. Если же потеря денег произошла по неосторожности, из-за нарушения правил обращения с «пластиком», то эмитенту нужны будут веские доказательства вины пользователя, чтобы не возвращать утраченное.

Нормы закона обязывают банковские учреждения информировать своих клиентов обо всех операциях по картам. То есть, операторы денежных переводов должны уведомлять об этом владельцев карточек способом, указанным в договоре на обслуживание. А пользователю должна быть предоставлена возможность сообщить в банк о потере электронного платежного средства или о несанкционированном использовании.

Во время обсуждения этой нормы высказывались опасения, что пробелы в базах персональных данных вызовут массовые блокировки карт. Регулятор официально объяснил, что отсутствие данных для связи с владельцем карты не послужит причиной приостановления ее действия. «Пластик» может быть заблокирован только при нарушении прописанного в договоре алгоритма использования платежного средства.

Операторам по переводу денег вменено в обязанность фиксировать все уведомления, направленные владельцу и полученные от него. Эта информация хранится в базе данных в течение 3 лет. Клиент имеет право сделать запрос и получить выписку обо всех операциях по его карточному счету.

Принятие этого закона затянулось на несколько месяцев из-за сопротивления банковских учреждений, требовавших множества разъяснений и уточнений. Финансовые юристы разбирали, например, вопрос о том, как быть с так называемыми спящими клиентами. Как можно их уведомить о выполненных транзакциях, если их контактные данные устарели и не обновлялись? Центральный банк дал ответы на все вопросы. Но самое главное опасение эмитентов в возможности мошенничества со стороны самих пользователей осталось. Поэтому в каждом обратившемся за компенсацией клиенте банкиры видят обманщика.

Защита прав держателям пластиковых карт обеспечена законодательно. Но они и сами обязаны быть внимательными и бдительными, чтобы не допустить утраты денег со счета в результате мошеннических операций, например, при звонках незнакомых лиц, представляющихся банковскими сотрудниками или работниками государственных организаций. Аферисты рассчитывают застать врасплох доверчивого пользователя, выудить информацию о средствах или заставить его самого отдать деньги с карточного счета. В таких ситуациях следует записать данные позвонившего и связаться с банком (или учреждением) для уточнения полномочий. Ну и, конечно же, не стоит сообщать кому бы то ни было персональный код доступа к счету.

В случае кражи средств с карты закон стоит на стороне ее владельца. Однако, банкиры могут дать категорический отказ в возврате утраченных денег, перекладывая вину в произошедшем на пользователя. В этом случае лучше будет обратиться за помощью к профессионалам и решать вопрос в судебном порядке. Квалифицированный юрист обеспечит защиту клиента от обвинений банка-кредитора и поможет вернуть незаконно списанные средства.