Онлайн-займы: существенный прирост в I полугодии

За первые шесть месяцев российские банки показали сокращение объемов розничных кредитов. А вот МФО могут похвастаться увеличением портфелей займов за этот период. Прирост совокупного портфеля микрофинансовых организаций обеспечили короткие займы, предоставляемые в режиме онлайн.

По итогам I полугодия МФО увеличили свой совокупный портфель на 2,7 миллиарда рублей, достигнув суммы в 19,71 млрд (рост 9,5%). Из всех видов ссуд только короткие займы от онлайн-МФО показали положительную динамику за первое полугодие. На начало года их удельный вес в структуре микрокредитов составлял 3%, теперь – 4,9%. По остальным же сегментам объемы несколько сократились:

  • с 61,9 до 61% – по целевым потребкредитам;
  • с 15,1 до 14,5% – по займам на развитие бизнеса;
  • с 20 до 19,7% – по микрозаймам до зарплаты.

Увеличение доли виртуальных займов аналитики объясняют активным выходом традиционных микрокредиторов на рынок онлайн-финансирования, а также ростом доверия инвесторов к деятельности онлайновых МФО.

Микрофинансовые компании существенно экономят на расходах, выдавая займы через интернет (заработная плата офисным работникам, содержание зданий или помещений и т. д.). Инвесторов привлекает высокая маржинальность онлайн-кредитования. Экономя на операционных расходах, микрофинансисты могут предложить им еще более выгодные условия. Доходы инвесторов от вложений могут достигать 30%. Инвестиции в традиционные микрокредиты приносят меньшую доходность по сравнению с интернет-займами – в среднем на 5 процентных пунктов.

Клиентам онлайновым МФО, однако, приходится дорого платить за услуги экспресс-финансирования. По данным Центробанка, ставка по таким кредитам равна 642,3% в год. Это самая высокая стоимость из всех видов займов.