Льготное автокредитование. Дворкович обещает возобновление программы

Весной 2015 года в России намечено изменить положение дел в сфере автокредитов. Вице-премьер Аркадий Дворкович считает, что после снижения Центральным банком процентной ставки удастся запустить обновленную программу льготного кредитования. Планируется увеличить на 10 млрд рублей и финансирование затрат по утилизации автомобилей. Ассоциация «Российские автомобильные дилеры» обратилась в Министерство промышленности и торговли с предложениями по восстановлению системы льготного автокредитования. Диалог состоялся, Минпромторг принял к рассмотрению меры, предложенные представителями Ассоциации. Принятие и внедрение новой программы позволит поднять спрос на новые автомобили.

Начавшийся в январе этого года второй этап существующей программы утилизации показал ее неэффективность: по сравнению с сентябрем прошлого года результаты снизились более чем вполовину. Назревшие на авторынке проблемы требуют кардинальных перемен. Изменившиеся обстоятельства дают надежду на новые решения, хотя руководство Минпромторга еще совсем недавно сообщало, что не видит необходимости возобновления программы.

При этом Минпромторг пока что хранит молчание по этому вопросу: информацию не отрицает, но и не подтверждает. Разработка и согласование мер, направленных на оздоровление системы и решение проблем льготного автокредитования, требует времени и усилий. Работа ведется во взаимодействии с Правительством Российской Федерации и Министерством финансов. Речь идет не только об упомянутой программе, но и о закупках машин для госструктур, льготах на лизинг. Итогом совместной деятельности должна стать улучшенная схема с новыми параметрами.

Начало реализации обновленной программы намечено уже на 1 апреля. Об этом сообщил президент Ассоциации автодилеров. Такие короткие сроки обусловлены уже имеющимся, наработанным ранее механизмом для ее осуществления.

В предыдущей программе перечень фирм и моделей автомобилей был крайне ограниченным. Так, в системе от 2013 года под льготное кредитование можно было выбирать авто лишь отечественного производства по цене до 750 000 р., причем не всех, а только из списка определенных моделей. Возможно теперь максимально разрешенная стоимость увеличится в 1,5–2 раза, если предложения автодилеров будут полностью учтены в новых правилах. Правда, повлиять на ассортимент автопродукции РОАД вряд ли удастся. Определение перечня останется за Минпромторгом.

Пока что неизвестно, насколько масштабным будет финансирование обновленного автокредитования. Предыдущий проект был освоен в объеме 225 000 кредитов на льготных условиях. Теперь планируется реализация с использованием субсидий – 200 000 единиц, а под льготный автолизинг – 10 000 авто. Последний механизм для физлиц пока что мало понятен, а потому и не востребован. Если раньше лизинг подразумевался только для коммерческой деятельности, то теперь, уже в течение 4-х лет ограничения по целевому назначению отсутствуют. Сегодня доступен и потребительский лизинг. Для сравнения: в западных странах отмечается другая тенденция – по схеме потребительского лизинга реализуется примерно одна треть новых автомобилей.

Автодилеры считают, что успех возрождения льготного автокредитования зависит от такого важного аспекта, как процентная ставка. По их мнению, тариф по льготному кредиту не должен превышать 15 процентов. При существующей на данный момент ставке Центробанка в 15% предложения коммерческих банков стартуют от 20%. Если Министерство опустит показатель до 15 процентов и даже ниже, то выгода будет очевидна для всех участников процесса.

В новой программе не предусматривается механизм субсидирования, как это было в образце 2013 года. В прежнем формате 2/3 размера ставки рефинансирования возлагалось на программу. Ключевая ставка – главный ориентир и регулятор в современных условиях. С ее помощью можно контролировать прибыль банков от льготных автокредитов, не допуская злоупотребления государственными финансами.

При разработке новой программы очень важно учесть прежние ошибки и неэффективные механизмы. В РОАД уверены, что новые решения послужат оздоровлению и возрождению автомобильного рынка России. Кэптивные банки, вероятнее всего, останутся за пределами нововведений. По сведениям от разработчиков системы, участниками игры по новым правилам будут только самые крупные финансовые организации. Это связано с необходимостью осуществления контроля за их деятельностью и предотвращением возможных мошеннических манипуляций.