Льготная ипотека. Ощутима ли государственная поддержка?

На состоявшемся 19 марта совещании заместитель министра финансов РФ и представители крупнейших банков России обсуждали вопросы государственной помощи в ипотечном кредитовании. В начале февраля было принято решение о введении государственной программы субсидирования ипотеки. Для ее участников (финансовых учреждений) предусматриваются льготы: государство будет компенсировать разницу в стоимости предельно допустимой по кредиту и ключевой ставками. При этом банки обязаны выдавать не менее 300 млн рублей на ипотечные займы ежемесячно. На сегодня эта разница составляет 5,5 процента. Коммерческие и государственные банки (Сбербанк, ВТБ, Газпромбанк) выразили поддержку государственной инициативе.

Участники совещания пытались разобраться в механизме реализации нововведений. Дело в том, что при детальном изучении новой программы были обнаружены серьезные разногласия, ставящие под сомнение предполагаемую эффективность разработанных мер. Из-за противоречий реализации господдержки и потребители, и кредиторы вряд ли получат ощутимые выгоды от новой системы.

Каковы же слабые стороны программы государственного субсидирования ипотеки? На совещании были названы несколько серьезных недостатков:

  1. Расхождения с действующим законодательством. В результате этого права заемщиков могут быть нарушены. Речь идет о предусмотренном программой обязательном требовании страхования жизни и здоровья пользователя. Фактически – это навязанная услуга со стороны кредитора.
  2. Подорожание кредита. При определенных условиях стоимость ипотеки может быть завышена. Некоторые банки уже приступили к реализации государственной программы, заключив договоры с заемщиками. Согласно существующему положению ставка по ипотечной программе, установленная на момент заключения сделки, не может быть в дальнейшем изменена. Если ключевая ставка будет понижаться, то плательщик окажется в невыгодных условиях.
  3. Процедура получения кредитными организациями субсидий от регулятора заметно усложнена. Причина в том, что финансирование участвующих в программе кредитов осуществляется Центральным банком не напрямую, а через ипотечные облигации, обеспеченные кредитными активами банков. Такие льготные займы не проходят секьюритизацию через SVP. При этом секьюритизация ипотечных средств с баланса финучреждения не разгрузит его капитал.
  4. Финучреждения подвергаются серьезным рискам неполучения доходов. Если клиент откажется оформлять страховку или в какой-то момент перестанет ее выплачивать, то банк-кредитор останется без государственной дотации и процентов: ведь в этом случае кредитный договор не соответствует требованиям для льготного финансирования.

Совещание закончилось принятием решения о создании отдельного документа с уточнениями и разъяснениями по всем проблемным пунктам рассматриваемого проекта с опубликованием на сайте Минфина. Программа госпомощи по ипотечному кредитованию будет откорректирована и доработана.

Серьезным препятствием для успешной реализации программы явился тот факт, что предложение Центробанка о снижении тарифов с 13 до 12 процентов по льготной ипотеке не было принято Министерством финансов. Однако, на субсидирование уже выделено 20 млрд рублей из госбюджета, что позволит банкам выдать льготные займы для приобретения жилья на сумму порядка 400 млрд рублей. Действие программы рассчитано на 1 год (до 1 марта 2016 года). Минфин планирует увеличение финансирования в случае роста спроса на участие в новой программе. Дотации прекратятся, если ЦБ опустит кредитную ставку до уровня 9,5%.