Как узнать, почему заблокирован счёт в банке

Граждане – физические лица открывают в банках счета для проведения различных операций: зачисления и снятия средств, выпуска пластиковых карт, оплаты покупок и услуг, погашения займов, размещения депозитов и т. п. При этом между физлицом и кредитной организацией заключается договор, в котором прописываются все условия и правила обслуживания. После подписания соглашения банк приступает к исполнению своих обязанностей: зачисляет и списывает деньги с личного счёта по требованию клиента.

Иногда человек может оказаться в крайне неприятной ситуации, когда деньги становятся недоступными – ему «заморозили» банковский счёт. Такое случается редко, но всегда неожиданно. Клиент вдруг узнаёт, что на его текущий счёт (ТС)не могут поступать средства, деньги нельзя перевести или снять. Почему счёт может быть заблокирован? И что делать для возобновления операций?

Определение понятия

Блокирование – это остановка любых транзакций, то есть денежные средства не могут поступать на ТС, быть сняты с него или перечислены. Банк обязан дать клиенту разъяснение причин блокировки, а также сообщить условия, которые необходимо выполнить для снятия ограничений.

Следует акцентировать внимание на отличии в блокировании счёта и банковской карточки – это разные вещи. Пластик является платёжным инструментом, позволяющим пользоваться деньгами без посещения финансовой организации. Карту может заблокировать как банк, так и сам держатель (например, в случае утери или кражи), однако состояние счёта от этого никак не изменится, и доступ к нему останется. Средствами можно продолжать распоряжаться с помощью интернет-банкинга в личном кабинете пользователя или в банковском офисе.

Причины

Согласно ГК РФ, банки должны выполнять свои обязательства по договору текущего счёта: проводить операции с деньгами в соответствии с распоряжениями клиента, обеспечивать ему постоянный доступ к средствам на счёте. А вот контролировать движение денежных средств, определять их направление и самостоятельно устанавливать ограничения, не предусмотренные законом, Гражданский Кодекс не позволяет.

Каковы же законные основания для блокирования?

  1. Подозрительные транзакции:
  • Сумма операции более 600 000 рублей. Согласно ФЗ, сделки на такие суммы (в рублях или валютном эквиваленте) подлежат контролю Росфинмониторинга.
  • Причастность отправителя или получателя к экстремистской и террористической деятельности.
  • Легализация незаконных доходов («отмывание»).
  1. Сомнения в достоверности документов на операцию. Банк имеет право приостановить её исполнение, для проверки законом отводится 7 рабочих дней.
  2. Долги по налогам. Фискальная служба выявляет уклоняющихся от уплаты налогов и рассылает им предупреждения. Если должники не внемлют, то судебные приставы находят их банковские активы.
  3. Арест денег по решению суда. Блокируется именно та сумма на ТС, на которую наложено ограничение, расходные операции с арестованными средствами невозможны. Текущий счёт может быть приостановлен:
  • для исполнения судебного приговора;
  • взыскания штрафа;
  • исполнения долга по непогашенному кредиту, выплате алиментов и др.

Остальные причины блокировки личного счёта следует отнести к неправомерным.

В случаях проблемных кредитов банки используют наиболее простой для них способ возврата одолженных средств – взыскание залога. Это может быть ценное имущество должника или средства поручителя. Однако продажа залога, хоть и достаточно ликвидного (например, автомобиля), требует определённых затрат времени и усилий. А вот если в качестве залога был денежный вклад, то для взыскания долга достаточно будет отменить права клиента на сумму депозита. Но для этого банку необходимо будет выиграть дело в судебной инстанции. Пока не принято решение суда, средства на счёте остаются заблокированными, кредитор их не может забрать.

При этом должникам не следует надеяться на то, что удастся спрятать свои деньги от заимодателей, оформив кредит в одном финучреждении, разместив депозит в другом, а зарплату получая в третьем. Кредитные организации сотрудничают между собой и в подобных случаях предоставляют друг другу данные о своих клиентах.

Сроки

На какое время могут быть приостановлены транзакции по ТС? Это зависит от причины, по которой банк заблокировал счёт.

Так, если клиент попал под подозрение в отмывании незаконно полученных доходов, то средства будут недоступны до тех пор, пока подозреваемый не предоставит подтверждение легальности происхождения этих денег. Ну и какое-то время понадобится банку для проверки предоставленных документов.

Если же арест счёта произведён по решению судебной или приставной организации, то и разблокировать ТС можно лишь по их разрешению. Подлинный документ решения о разблокировании не выдаётся на руки клиенту, а отправляется в банк по почте. Поэтому срок возобновления операций по счёту будет зависеть от времени почтовой пересылки.

Что делать

Когда ТС «заморожен», снять с него деньги или перевести остаток не удастся. Закрытие действующего и открытие нового счёта возможно только после разблокирования. Какие действия должен выполнить клиент для этого?

  1. Написать заявление с просьбой объяснить, почему банк заблокировал счёт.
  2. В случае отказа следует обратиться в Центробанк:
  • отправить почтой письмо с описанием ситуации;
  • позвонить на горячую линию ЦБ РФ;
  • зарегистрировать заявку на официальном сайте.

После обработки обращения клиент будет уведомлен о принятом решении.

  1. Предоставить банку документы, подтверждающие легальность поступивших средств. Это могут быть: завещание, контракт, договор и т. п. В некоторых случаях кредитная организация может потребовать и другие данные для установления законности поступлений.
  2. Выполнить решение суда, по которому был арестован ТС: вернуть займ, перечислить алименты, оплатить штраф и др.