Как пользоваться картой при оплате в магазине

Преимущества кредиток уже давно оценены россиянами. Всё больше граждан активно пользуются кредитками. Особенно удобен этот инструмент при использовании его по непосредственному назначению – оплате покупок банковскими картами в магазинах и расчётах через интернет.

Российские торгово-сервисные предприятия (ТСП) работают с несколькими международными платёжными системами: VISA, MasterCard, Visa Electron, Maestro. Но чаще всего – с первыми двумя из них. В магазинах, принимающих безналичную оплату, логотипы систем размещаются сразу на входе и на кассах.

Что нужно знать пользователям о правилах оплаты картой в магазине

Удобство и простота – вот главные достоинства безналичных расчётов. Но для того чтобы использование банковской карты было максимально комфортным и не повлекло за собой потери, необходимо знать и соблюдать простые правила.

В зависимости от типа карточки (вид платёжной системы, категория, кредитная или дебетовая, именная или неэмбоссированная и т. д.) и суммы чека на кассе может потребоваться ввести PIN-код, расписаться на чеке или предъявить паспорт. Что и когда нужно?

Показывать ли паспорт?

Иногда между кассиром и покупателем возникает спор из-за необходимости предъявлять удостоверение личности. Всё дело в том, как этот вопрос прописан в правилах выпуска и обслуживания платёжного инструмента конкретного банка, и каковы требования организации-эквайера.

Торговый работник вправе требовать от покупателя показать паспорт, а вот при выполнении операции в пункте выдачи наличных держатель пластиковой карточки сам должен его предъявить. Нюанс в том, что кассир имеет право затребовать документ, но может и не сделать этого.

Продавец руководствуется инструкциями. В них может быть указана определённая сумма оплаты с кредитки, при превышении которой необходимо подтвердить личность держателя. Так же должен поступить кассир и при обслуживании подозрительного клиента.

Может показаться, что инициатива проверки исходит от «вредного» работника торговой точки. Но, во-первых, он действует согласно предписаниям, а во-вторых, возмещать убыток будет именно продавец, если деньгами с карты воспользуется мошенник. Бдительность кассира также и в интересах клиентов – ведь в случае кражи (утери) кредитки злоумышленники не смогут потратить чужие средства. При отказе покупателя показать паспорт, работник магазина вправе не принимать оплату картой.

Когда нужна подпись, а когда — ПИН?

Оплата в магазине через банковскую карту возможна лишь при идентификации личности покупателя. С помощью верификации банк получает подтверждение, что операцию по кредитке выполнил именно её владелец.

Для этого клиент должен ввести четырёхзначный код или расписаться в распечатанном на кассе чеке. Есть операции и без какой-либо верификации. А некоторые банки-эмитенты предоставляют картхолдерам самим выбрать способ подтверждения.

Какой вариант будет использоваться зависит от двух банков: выпустившего кредитку и обслуживающего терминалы в ТСП. Политика кредитных организаций в отношении рисков отличается: одни предпочитают подписи, другие – коды. Поставить подпись в чеке для клиента, конечно, проще, чем вводить ПИН. При использовании кода есть другое преимущество – вероятность кражи «пластика» невелика, а значит и банковской службе безопасности не придётся разбираться в инциденте. При этом оба способа имеют риски и не защищают на 100 % от мошенников. Даже среди банкиров отсутствует единое мнение в этом противоречивом вопросе.

Меры безопасности при оплате пластиковой картой в магазине:

  1. При верификации с помощью кода:
  • хранить ПИН в памяти, а не на бумажке (в кошельке, кармане и т. п.), и никому его не сообщать;
  • прикрывать рукой клавиатуру терминала в магазине (а не только в банкомате);
  • не расплачиваться карточкой в подозрительных точках, так как на терминалах могут быть установлены скиммеры.
  1. По подписи:
  • необходимо поставить её на обороте, если до сих пор это не было сделано;
  • расписываться как обычно, а не ставить крестик или «закорючку».
  1. Для обоих способов:
  • установить на карточном счёте лимит, свыше которого нельзя потратить;
  • подключить сервис смс-информирования обо всех транзакциях;
  • при утере сразу же блокировать кредитку или временно ограничить лимитом доступ к средствам, если нет уверенности, что она потерялась.

Зачем нужен чек?

Чеком подтверждается выполненная операция – в магазине прошла оплата с карты. Этот документ хранится в течение 1–6 месяцев в зависимости от конкретного финучреждения. Покупатель также должен сберечь чек, являющийся документальным подтверждением транзакции и баланса на кредитном счёте. Особенно важно сохранение чека при крупных приобретениях на случай возможного возврата товара или каких-либо претензий к качеству.

Зачастую клиенты расписываются в чеке не глядя, рискуя понести убытки из-за оплошности кассира или его умышленной ошибки. Со счёта может быть списана бо́льшая, чем нужно, сумма. Когда стои́т подпись покупателя, то оспорить ошибочное снятие денег практически невозможно. Поэтому, перед тем как расписываться, нужно проверить указанные последние четыре цифры номера банковской карты, дату транзакции и списанную сумму.

При оплате картой через терминал в магазине крайне редко, но случаются сбои в виде двойной блокировки списываемой со счёта суммы. Этот факт обычно обнаруживается при просмотре выписки чуть позже выполненной операции. Для устранения ошибки обращаться в банк или ТСП не нужно, через 30 дней (в среднем) деньги автоматически возвратятся на счёт.

Если же ошибочно списанная сумма не заблокирована, то необходимо срочно прийти в отделение банка и написать заявление. После разбирательства средства будут возвращены в положенный срок.

Если товар нужно вернуть

Если покупатель по каким-либо причинам хочет отказаться от приобретённой вещи и получить свои деньги обратно, руководство торгового предприятия отправляет в банк-эквайер запрос на возврат, прилагая кассовый чек и реквизиты транзакции.

Сегодня многие банки существенно упрощают эту процедуру, устанавливая функцию возврата непосредственно на кассовые устройства в магазинах. Когда покупатель приносит назад покупку, торговый работник проводит платёжную карточку через терминал и выдаёт клиенту чек о возврате товара.