JCB. Новая платежная система на отечественном рынке

В сфере платежных систем – пополнение. Гегемония Visa и MasterCard может быть поколеблена. В марте 2015 года вводится в действие азиатский продукт JapanCreditBureau. Платежная система JCB получила разрешение Центрального Банка на работу в Российской Федерации еще осенью 2014 года. Выпуск карт был начат. Сегодня Связь-банк и Газпромбанк сделали официальное заявление о непосредственном начале работы с JCB. Попытки добавить новую платежную систему предпринимались и раньше. По словам генерального директора компании JCB, решение о внедрении продукта в России было принято тремя годами раньше. Однако, на тот момент на фоне абсолютного господства Visa и MCфинучреждения не видели преимуществ новинки для своих клиентов. С введением санкций со стороны ЕС в банковском секторе произошли негативные изменения. То, что отечественной банковской системе нужна надежная альтернатива, стало предельно ясно после первой же блокировки карт. Государству необходима своя, собственная система платежей, независимая от внешних вмешательств. Теперь банки России имеют четкие мотивы к ранее предложенному сотрудничеству, чтобы если не заменить, то хотя бы создать здоровый противовес используемым системам.

В 2015 году Связь-банк намерен выпустить около 100 тысяч пластиковых карт. Представители самой JCBзаявили о намеченной к 2017 году цели – 3 миллиона экземпляров по всей России. Роль санкций оказалась весьма ощутимой. Но все-таки чем привлекательна азиатская система платежей для российского рынка? Какие выгоды может предложить компания?

Пользователи JCB-системы получают следующие преимущества:

  1. Иммунитет к санкциям. Это главное достоинство предлагаемой системы, крайне важное для людей, пользующихся картами за пределами России. Возможно, что Национальная система платежных карт обеспечит защиту от блокировки существующих карт, заключив договора с Visa и MC. На своей территории этими картами можно будет пользоваться без ограничений, но применение их в зарубежье будет проблематичным.
  2. Региональные льготы. Подразумевается выпуск карт с разным набором функций. Очень удобное решение для граждан, проживающих в государствах с огромной территорией. В США, например, действуют специальные предложения платежной системы JCB, рассчитанные на разные штаты. По каждому из таких продуктов предусмотрены определенные льготы при использовании тех или иных функций, ведь ассортимент нужных опций отличается по регионам страны. Есть предположение, что в России будут выпускать региональные карты. Связь-банк уже сейчас предлагает своим клиентам карты в одной из выбранных валют: рубль, доллар, евро или йена.
  3. «Cashback». Весьма популярная услуга позволяет возвращать на свой счет 1 процент от потраченной при безналичных расчетах суммы. Опция доступна по всем транзакциям, выполненным за пределами своей страны, а также при оплате товаров в зарубежных интернет-магазинах. Конечно, при разовых покупках ощутить заметную выгоду трудно. Но для тех, кто занимается регулярными закупками в Азии, наличие этой услуги может существенно повлиять на выбор типа платежной системы.
  4. Скидки на туры и авиабилеты. В зависимости от партнерской компании по предлагаемому дисконту можно сэкономить от 5 до 30 процентов. Туристы получают скидки при покупке путевок и авиабилетов в японских компаниях.
  5. Сетевые бонусы. Небольшие скидки предоставляются при оплате в сетях популярных ресторанов и кафе, отелей и клубов. Бонусная программа от JCB распространяется почти на 20 стран всего мира, из них в Азии расположены больше половины.

Некоторые недостатки системы пока что вызывают скепсис по поводу ее жизнеспособности на российском рынке:

  1. Незначительное покрытие. Пока что информация о расположении заявленных 300 000 точек приема карт не обнародована. Компания хранит молчание. Возможно, в это число входят какие-то небольшие партнерские компании. В это время крупные сети розничной торговли не обслуживают JCB-карты.
  2. Мало банкоматов. Компания предпринимает попытки к расширению сети банкоматов, но сроки решения проблемы туманны. На сегодняшний день обналичить средства можно только в банкоматах партнеров программы: Связь-банк, Газпромбанк, сеть Cirrus.

Банковские эксперты сомневаются в перспективах платежной системы JCBна территории РФ. Скорее всего, продукт займет определенную нишу – основными пользователями станут предприниматели и туристы. Эти категории клиентов смогут пользоваться преимуществами нового продукта, экономя время и деньги при оплате товаров и услуг на азиатском рынке. Полностью заменить существующие платежные системы JCB вряд ли сможет.