Если карта потеряна / украдена / осталась в банкомате

Никто не застрахован от такой неприятности, как утрата банковской карточки – кредитной, пенсионной, зарплатной и т. д. При этом необязательно виной тому является невнимательность и неосторожность держателя пластика. Иногда карты «уводят» мошенники, случаются сбои в работе банкоматов.

Что делать, если карта осталась в банкомате? А что делать в случае утери карты или если её украли? Действие одно и то же – блокировать, причём немедленно, сразу после обнаружения пропажи или неудачной попытки забрать кредитку из банкомата. Как это делается?

В случае кражи/утери карты для блокировки нужно:

  1. Позвонить на номер банковской службы поддержки клиентов. Он указан на самой карточке (которой как раз и лишился пользователь), на сайте банка-эмитента, на банкомате и в договоре обслуживания.
  2. Отправить СМС со специальным текстом, если подключён сервис мобильного банкинга.
  3. Зайти на официальный сайт кредитной организации с помощью интернет-банкинга.

Оператор службы помощи обязан убедиться, что разговаривает именно с держателем пластика, поэтому попросит назвать паспортные и контактные данные, контрольное слово и другую информацию.

После заявки на блокировку указанными способами необходимо в ближайшие дни посетить офис банка-эмитента и написать заявления о факте пропажи (кражи) и о досрочном выпуске новой карты. Таким образом, блокировкой карты при утере клиент снимет с себя ответственность за возможные незаконные расходования средств со счёта третьими лицами. При себе нужно иметь паспорт. Если он тоже потерян или украден, то понадобится предоставить какое-либо другое удостоверение личности с фотографией. При блокировании с помощью СМС-сообщения обычно нет необходимости в письменном обращении, однако лучше будет уточнить этот вопрос у банковского сотрудника.

После этого взамен утерянной карты будет выпущена новая, с другим номером и, как правило, другим ПИН-кодом. Карточный счёт не изменится. На изготовление пластика обычно уходит 2–14 дней. За перевыпуск можно рассчитаться наличными или перевести деньги со счёта. Стоимость услуги в разных учреждениях колеблется в пределах 30–200 руб. При оформлении заявки клиент может выбрать, в каком из отделений он заберёт новую карточку – сотрудники банка перешлют туда его заявление.

Важно знать, что граждане имеют право снять деньги при утере карты. В банке выдадут с карточного счёта остаток наличных средств по заявлению клиента, которое ему нужно будет подать вместе с заявлением на перевыпуск карточки.

Причин, по которым банкомат не отдаёт карту, может быть несколько:

  • три раза неправильно набран ПИН;
  • карточка заблокирована, просрочена или имеет повреждения;
  • клиент долго не забирал её (спустя 30–60 секунд);
  • сбой в работе самого банкомата или процессингового центра.

Если причиной задержания карты являются технические неполадки устройства, то на экране высветится сообщение о временном перерыве работы. При изъятии пластика банкоматом появляется надпись о задержании карточки, и в чеке указывается код ошибки.

Нужно попытаться вернуть карту: нажать «отмену» и подождать несколько минут. Если не помогло, то следует звонить в сервис-центр по номеру, написанному на банкомате. Специалист сервисной службы расспросит о случившемся и, если это возможно в конкретном случае, направит сотрудника для разрешения проблемы на месте. В ином случае расскажет где, как и когда пострадавший сможет получить «съеденную» кредитку. (Иногда не удаётся установить, кто обслуживает аппарат, тогда клиент должен сразу позвонить в кредитную организацию, которая выдала ему карточку.)

После звонка в обслуживающую банкомат компанию нужно связаться по телефону со своим банком и заблокировать пластик. Далее предпринимаются те же шаги, что и в случае кражи (утери) карты: визит в организацию-эмитент с паспортом и чеком (если есть) из банкомата с кодом задержания, заявление о разблокировании или о выпуске нового платёжного инструмента, получение прежней или другой карточки. Если клиент пользовался устройством другого банка, то придётся обращаться в обе кредитные организации, что удлинит процесс разрешения вопроса. На разблокировку уходит гораздо больше времени, поэтому целесообразнее сразу заказать досрочный перевыпуск. При этом все процедуры платные (блокирование, разблокирование и выпуск).

При «зажёвывании» карты за границей следует позвонить в своё финучреждение и попросить заблокировать счёт. Тогда деньги не пропадут, а вот пластик будет уничтожен, заменить его можно будет только по возвращении домой.

Как застраховать себя от неприятностей с утратой банковской карты и выйти из ситуации с наименьшими потерями? Специалисты рекомендуют предусмотреть следующее:

  1. Записать в блокнот, мобильный телефон, настольный календарь (или другие доступные места) номер горячей линии службы поддержки своего банка. Он есть на карточке, но при её утрате, понятно, недоступен.
  2. Таким же образом поступить и с номером пластиковой карты – записать. Запомнить вряд ли получится.
  3. Забрать и сохранить распечатку из банкомата о коде задержания. Она нужна будет для обращения в банк.

Заказать запасную карту к своей основной, но другой платёжной системы, например, вторую – MasterCard к первой – VISA. Обычно она выпускается бесплатно или обходится намного дешевле основной. На случай потери / кражи / изъятия банкоматом можно будет пользоваться дополнительным пластиком. Особенно это актуально при поездках за рубеж, когда нет возможности и времени бегать по банкам в поисках «съеденной» банкоматом кредитки.