Для тех, кто боится пользоваться услугами банкоматов

Боязнь людей перед использованием каких-либо технических средств называется технофобией. Данные статистики свидетельствуют о том, что население нашей страны страдает этим недугом очень сильно: порядка 90 процентов граждан избегает пользоваться банкоматом для снятия денег и выполнения других операций. А вот жители Швейцарии, например, в 97 процентах случаев предпочитают безналичные расчёты с помощью кредитных карт, оставляя для наличного оборота средств всего лишь 3 %.

Почему многие россияне не хотят использовать терминальные устройства, эти многофункциональные аппараты? Либо обращаются к ним лишь при необходимости снять поступившую на карту зарплату или часть кредитного лимита?

Для начала стоит напомнить о возможностях банкоматов. Большинство пользователей чаще всего просто обналичивают через них деньги. Но эта функция далеко не единственная. От каких же удобств и выгод отказываются люди из-за этой самой технофобии?

  1. Безналичные переводы – мгновенное перечисление средств с одной карты на другую.
  2. Выполнение различных платежей:

– за коммунальные услуги;

– телефон (стационарный и мобильный);

– кабельное телевидение и интернет;

– проезд в городском транспорте;

– штрафы;

  1. Через банкомат можно подключиться к интернет-банкингу.
  2. Просмотр и распечатка баланса карточного счёта.
  3. Перевод денег на электронные кошельки.
  4. Пополнение депозитов.
  5. Внесение платежей по кредитам, в том числе и в других банках.
  6. Приобретение билетов на самолёт.

На этом возможности современного банкомата не исчерпываются. Большую часть из названных действий граждане осуществляют в кассах и через специалистов в банковских отделениях. Очевидно, что здесь и речи не идёт об удобстве и экономии времени. В офисах кредитных организаций чаще всего нужно отстоять немалую очередь, особенно в дни массовых платежей за коммуналку. Да ещё нужно учесть перерыв на обед. И вообще, операции в кассах выполняются в рабочее время, тогда же, когда трудится основная часть населения. Для похода в банк приходится выкраивать время или отпрашиваться с работы. Терминальные же устройства не знают праздников, обеденных перерывов и выходных дней.

Если вдруг все бросятся пользоваться услугами банкоматов, то очереди из отделений переместятся к автоматическим устройствам. Такого, конечно, не произойдёт, во всяком случае не столь быстро. Но и банки тогда что-то придумают, например, увеличат количество терминалов. По мнению специалистов, переход к безналичным расчётам – требование времени, банковские операции через интернет, киоски самообслуживания и банкоматы всё больше вытесняют платежи наличными деньгами. Количество устройств с каждым днём растёт, а офисы с кассовым обслуживанием сокращаются до минимально необходимого числа.

Следует отметить и ещё одно обстоятельство – комиссии, которые обязательно взимаются за каждый платёж в кассе. А вот за операции через банкомат сегодня многие российские банки не начисляют проценты.

Что ж, перечисленные аргументы убедительно показывают преимущества использования устройств самообслуживания. Так стоит ли отставать от прогресса, теряя своё время и нервы?

А какие опасения мешают тем, кто предпочитает дожидаться в очереди общения с кассиром, нежели пользоваться терминалом в удобное для себя время? Основные доводы технофобов следующие:

Это самые распространённые «причины» отказа от современного способа оплаты и расчётов. Да, всё перечисленное имеет шансы случиться, но частота таких происшествий ничтожна, а с их последствиями можно легко справиться или предупредить.

Сразу нужно отметить, что подобные неприятности как раз чаще всего и случаются с теми, кто только и думает о плохом. Это психологический аспект технофобии.

Перебои в работе банкоматов, конечно же, не исключены. Может на время отключиться электричество, и операция «зависнет», аппарат может «зажевать» кредитку или не выдать чек. Однако на все эти случаи предусмотрены способы решения проблемы. При оформлении пластика каждый держатель получает памятку о том, как пользоваться карточкой в банкомате и что нужно делать в проблемных ситуациях.

Счёт всегда можно заблокировать и потом разблокировать или получить новую карту. Если пользователь хочет надолго сохранить квитанцию о каком-то важном платеже, то он имеет право дополнительно (кроме чека из банкомата) взять банковскую выписку. При сбоях в системе во время проведения транзакции средства возвращаются на карточный счёт через несколько дней. Для подстраховки следует сразу же уведомить банк о произошедшем. Многие организации-эмитенты предлагают своим клиентам обзавестись дополнительной картой, стоимость годового обслуживания которой обычно невысока – порядка 300 рублей.

Что касается мошенников, орудующих через терминальные устройства, то правила безопасности никто не отменял и в этом случае – бумажные деньги тоже могут украсть. Просто нужно быть внимательным и осматривать банкомат, не разглашать пин-код и вводить его правильно, не пользоваться непроверенными устройствами или расположенными в подозрительных местах. На экранах многих аппаратов высвечивается информация о том, как должны выглядеть клавиатура и кардридер.

Сложности же с выполнением операции сильно преувеличены. Алгоритм действий не самом деле достаточно прост – нужно последовательно выполнять шаги в соответствии с подсказками на мониторе. Начинающий пользователь может обратиться к банковскому работнику, специально прикрепленному для оказания помощи в освоении функционала терминалов.